от производителя специально для вас по лучшей цене и в сжатые сроки!
При ревизии оборудования или замене смежных узлов ремонтники нередко диагностируют преждевременный износ подшипников. Опоры вращающихся валов становятся непригодными к дальнейшей эксплуатации, хотя «по документам» срок их плановой замены еще не подошел. Исследования условий эксплуатации, микроструктуры и исходных дефектов материалов, которые проводятся компанией SKF, показывают, что наиболее частыми причинами снижения ресурса подшипников являются ошибки монтажа, смазывания, отсутствие своевременного обслуживания и попадание загрязнений внутрь корпусов.
В вышеописанных случаях замена подшипника или переход на продукт другого производителя не дадут положительного результата. Если во время ревизии выявлен дефект, необходимо установить и устранить его причину.
Виды повреждений подшипников
Абразивный износ. В результате попадания крупинок ржавчины, окалины или металлической пыли контактные поверхности колец, роликов или шариков становятся матовыми, как после пескоструйной обработки. Дальнейшая эксплуатация подшипника в абразивной среде приводит к увеличению зазоров.
Фото: eurobearings.es
Вмятины. Крупная частица, попавшая между роликом и кольцом, оставляет отпечаток соответствующей глубины. Также вмятины могут быть оставлены самими телами качения.
Задиры. При остановке вращения роликов вокруг своей оси и скольжении по кольцам на них возникают дефекты, связанные с налипанием металла. Подобные дефекты возникают и на посадочных поверхностях подшипников при проворачивании наружного кольца в буксе или внутреннего по валу.
Фото: nskeurope.com
Коррозия. Явление вызвано химическим или электрохимическим окислением металла, в начальной стадии проявляется в виде пятен ржавчины, на месте которых затем образуются глубокие раковины.
Фото: researchgate.net
Следы прохождения электричества. Глубина проплавления металла зависит от напряжения и силы тока, продолжительности его воздействия, частоты вращения вала, вида смазочного материала. При прохождении электричества через подшипник на полностью остановленном роторе возникает один – два дефекта. Во вращении постепенно повреждаются все поверхности качения.
Отпуск стали. Изменение цвета колец и тел качения на синий, желтый или коричневый свидетельствует о том, что подшипник подвергался нагреву. В результате в стали произошли фазовые и структурные превращения, которые привели к снижению твердости.
Фото: smtu.ru
Поверхностные разрушения. Отслоение частиц металла выглядит как крупнозернистый излом и образуется в результате сухого трения. Этот дефект часто путают с естественной усталостью, которая проявляется в виде мелкой сетки в подповерхностном слое.
Фото: nskeurope.com
Трещины. Этот вид повреждений считается вторичным, поскольку чаще всего развивается в местах задиров, коррозии, усталостных раковин или вмятин. Часто трещины являются следствием нарушения технологии сборки.
Фото: pnevmolux.com
Характерные причины повреждений и способы их предотвращения
Вид повреждений |
Вероятные причины возникновения |
Как предотвратить |
Абразивный износ |
|
|
Вмятины от тел качения |
|
|
Вмятины от инородных тел | Попадание частиц в процессе монтажа или со смазкой. | Удалить загрязненную смазку, промыть подшипник. |
Задиры на торцах роликов |
|
|
Задиры на поверхностях качения |
|
|
Задиры на посадочных поверхностях | Зазоры, вследствие которых произошло проворачивание или осевое смещение колец относительно вала или корпуса. | Проверять размеры перед сборкой. Восстановить диаметры посадочных поверхностей вала и корпуса. При невозможности восстановления – заменить детали. Выбрать посадку с большим натягом. |
Коррозия |
|
|
Прохождение электрического тока |
|
|
Поверхностные разрушения |
|
|
Отпуск |
|
|
Трещины |
|
|
Множество вторичных повреждений возникает при разрушении сепаратора. Из-за этого не удается установить причину возникновения проблемы. Единственный способ избежать разрушения – выполнять регулярный осмотр и диагностику оборудования.
Диагностика
Вибромониторинг. Любой вид износа сопровождается увеличением уровня вибрации. В зависимости от степени ответственности узла разрабатывают график периодического контроля виброскорости и амплитуды колебаний или в опоры устанавливаются стационарные преобразователи для непрерывного слежения. Контроль вибрации позволяет выявить некоторые ошибки монтажа. Например, наличие осевых колебаний говорит о перекосе колец, а нестабильность фазы – о прогибе вала.
Контроль температуры. При утечке масла или прекращении циркуляции охлаждающей жидкости подшипник перегревается и разрушается в течение нескольких минут. Установка термостата в опору дает возможность отключить оборудование при превышении температурного порога.
Контроль нагрузки привода. Высокие пусковые и рабочие токи – следствие того, что подшипники установлены несоосно, наружное кольцо зажато корпусом, увеличен натяг по внутреннему диаметру, посадочное место имеет эллипсовидную поверхность. Нагрузка увеличивается из-за вмятин, разницы в температурах вала (внутреннего кольца) и корпуса (наружного кольца).
Как избежать преждевременного износа подшипников
Чтобы подшипник отработал заложенное количество циклов, необходимо соблюдать правила монтажа, указанные производителем, требования к сборке и техническому обслуживанию узлов и механизмов. В большинстве случаев достаточно выполнения следующих рекомендаций:
- Хранить подшипники в заводской упаковке и вскрывать непосредственно перед монтажом.
- Удалять консервационную смазку, если это указано в паспорте сборочной единицы.
- Не допускать попадания пыли и инородных предметов в механизм, закрывать отверстия и посадочные места парафиновой бумагой или полимерной пленкой. Контролировать отсутствие ворса после протирки поверхностей ветошью.
- Не производить сборку вблизи металлообрабатывающих станков, на сварочных постах и в местах проведения газорезательных работ.
- Не наносить ударов по подшипнику.
- Для посадки с натягом использовать гидравлические домкраты и втулки из незакаленных металлов.
- Для нагрева подшипников использовать индукционные нагреватели или ванны с горячим маслом. Контролировать температуру.
- Поверять диаметры посадочных мест, радиусы скруглений и галтелей на валах и в корпусах.
- Контролировать зазоры между кольцами и телами качения после посадки, установки в корпус и периодически в процессе работы узла.
- Тщательно проверять соосность валов (центровку) в муфтовых соединениях.
- Провести динамическую балансировку роторов на рабочей частоте вращения.
- Применять рекомендуемую производителем смазку для подшипников, следить за ее уровнем.
- Следить за состоянием сальниковых уплотнений.
Для некоторых видов машин разработаны специфические мероприятия, обеспечивающие сохранение рабочего ресурса опор. Например, рабочие колеса эксгаустеров, аспирационных машин запускают с закрытыми шиберами или шторками направляющих аппаратов, а нагружают только после разгона ротора до рабочей частоты вращения.
Если дефект уже есть, и он находится в начальной стадии, устранение его причин может продлить жизненный цикл подшипника. Например, развитие абразивного износа, который проявился в виде матирования, можно предотвратить промывкой узла и набивкой чистой смазки. При появлении цветов побежалости или скола требуется немедленная замена подшипника.
Сведения, приведенные в статье, являются неполными. В некоторых видах оборудования возникают дефекты, вызванные особенностями их эксплуатации. Для анализа причин и разработки мероприятий по их устранению может потребоваться консультационная помощь производителя подшипников.